Шли вчера с кладбища, а дорога лежит через Заречье, естественно, стали вспоминать, чего где там было. Вспоминать сложно, потому как уже все сровняли с землей давно, осталось лишь несколько частных домов и полуразвалившиеся СТП и СРМЗ.
Когда-то Заречье было самым классным микрорайоном в Сусумане, мы там жили еще с папкой, правда, из того времени я мало что помню, слишком мала была, а потом мы жили там, когда мне было лет 7, но очень недолго, всего полгода, может быть, где-то так. Первый наш дом разрушен уже давно, а вот второй еще стоит, правда, там уже сто лет как никто не живет и он вот-вот сам развалится, на месте школы и кинотеатра ровные площадки, в юннатах все поросло травой, площадку разрушили до основания, дом еще стоит, но его растаскивают потихоньку. Подвесной мост, которого я всегда боялась очень, давно сорвали, кажется после того случая с Петенькой, про который я рассказывала как-то.
Помню, как по телику смотрела передачу про Ефима Шифрина, так вот, он рассказывал, что он жил в Заречье у нас, будучи ребенком, на Заводской. Той улицы нет с конца девяностых, всех расселили, бараки развалили. Говорил о постоянных наводнениях в том районе, ведь Заводская прям у дамбы стояла, ее постоянно заливало, а в 1995г. так вообще, только гребешки крыш из под воды виднелись, после того и начали всех быстро расселять.
Вообще Заречье было каким-то маленьким городком отдельным, там было так здорово, все, что от него осталось – это ТУСМ и две пятиэтажки от этого предприятия, там еще живут люди, а так… руины.

Какой же раньше все-таки Сусуман был красивый и большой. Год за годом рушили, ломали, сравнивали с землей, поселок за поселком, микрорайон за микрорайоном, а теперь спохватились, да поздно.
Нас ведь хотели выселять всех, думали, что люди побегут отсюда, как крысы с тонущего корабля, ан нет, никто не хочет уезжать. Сделали программу «Пилотный проект», давали людям деньги на покупку жилья в ЦРС, начали уезжать некоторые… и возвращаться обратно. Давали ведь 200тыс. на члена семьи, то есть если два человека, то 400тыс., а что можно купить на них в ЦРС? Сарай? Вот и плюнули люди, решили здесь остаться до конца, а мы ведь тоже собирали документы, хотели в Челябинск уехать, к свекрови, но проект этот приостановили, отношения со свекровью изменились, ехать перехотелось, а сейчас проект совсем «заморозили».

Сейчас администрация кинулась, опомнилась, наконец-то увидели, что сделали с городом, начали резко финансировать программы для улучшения города, дороги делать – озеленять, детские площадки делать, фасады домов восстанавливать, кап. ремонты делать в домах.
А люди живут, и приезжают сюда новые люди, женятся – рожают детишек, а условий-то и нет. Из семи детских садов – один, из пяти общеобразовательных школ – одна с 1-го по 4ый классы и одна с 5-го по 11-ый классы, из четырех поликлиник – одна, из четырех лечебных корпусов больницы – два, Заречье развалили, Берелех развалили, Комарецкого развалили, Транспортную развалили, Лесхоз развалили, наш район на ладан дышит, я молчу уже о поселках близлежащих, ничего нет, осталась функциональная «середка» города, а все, что было вокруг – исчезло.
А ведь я помню времена, когда вокруг наших двух пятиэтажек стояли частные дома, как опята на полянке, много-много, и сидели около них на лавочках старушки в белых платочках, лузгали семечки и о чем-то трещали, а нас – детворы, была такая ватага, и мамы-папы собирались вечерами за столами во дворе и общались, играли в домино деды, а за домами было поле и рос там горох и трава для коров, и ходил там комбайн, а мы, весело смеясь, убегали от него, и было у нас целых три магазина своих, и была своя почта, у нас даже телефонная станция своя была, наши номера начинались с 6-ки, а городские с 2-ки, кафе «Удача» было рядом с нашим подъездом, нет ничего, два дома и один магазин, а вокруг развалившиеся дома частные и поле, поросшее полыньёй.

Эх, жаль город, жаль двор, вернуть бы прежнее.

по дороге домой (вчера), на фоне СТП